*** Прекрасен был Архангельск в старину! Край деревянных теремов - Соломбала. Трезвонили колокола соборные, Будил "макарка" сонную Двину. Городовой прогонит сопляков, Чтоб под ногами у господ не путались. Спешит извозчик по центральной улице Мимо купеческих особняков. Кирпичный рай, архангельский модерн. Все трубы-водостоки коронованы. Наличники, узор решеток кованых, И долгий, безграничный летний день. Прибрежный рынок - шум и кутерьма. Поморский говор, звуки речи а'глицкой. Храм Троицы - жемчужина Архангельска. Ах, боже мой, какие терема! Свиданье после дождичка в четверг. Там трель дрозда с нехитрыми коленцами. Мэр и фотограф, незабвенный Лейцингер На снимках прошлое запечатлел. А за спиною вереница лет. Нам граммофон что наконечник каменный. Не возвратить того, что в лету кануло. Не свистнет рак до греческих календ. Рассвет был розов, а закат багров. Ковчег Поморья - старая Соломбала. Повеяло дыхание соленое От беломорских дальних берегов. Скрипенье деревянных мостовых. К полудню небо пасмурное, бледное. Так насладимся же дроздовой флейтою И зеленью, и шелестом листвы. МАРТ Деревянные улочки патриархальные Сжаты будто тисками девятиэтажками. Нынче время распутицы, марта-охальника С мокрым снегом, сосульками, бойкими пташками. Снега жирная каша, ярилино варево. Транспорт вязнет. Шоферские реплики бранные. Вот бы Март-гармонист распевал и наяривал, Растянул бы гармонь областного Собрания. Вот бы сдунуло ветром с Петра треуголочку, На которой отметины ставят пернатые. К небесам голубым ветви тянутся голые. Отражается в луже лицо императора. Март-художник, в сугроб свои кисти макающий, Зачерпни-ка водицы из проруби, из' реки. Нарисуй нам развалины бани макаровской. Говорят, в этом здании водятся призраки. И когда вечереет, и тени сгущаются, И становится небо чернеюще-матовым, Покидая руины, творят свои шалости, И гоняют котов по распутице мартовской. Обыватель проснется с похмельною рожею. Крошки, пепел в усах, все финансы исчерпаны. Принимает окно за "веселого Роджера": Рамы - белые кости, луна в роли черепа. Как странны' сновиденья в предутреннем городе. Пусть не череп луна, а кружочек фаянсовый. Где же вы, эпигоны Эдгара и Говарда? Только жаль, небогат этот город фантастами. Не пугает нас ночь сверхъестественным ужасом. С каждым днем сокращается, ежится, пятится. И рождаются первые робкие лужицы. Петр Великий, не щурясь, на солнышко пятится. И на крышу опустится зданья высотного Месяц Март, словно ангел, раскинув крыла свои. Под тобою кварталы лежат полусонные, Шелестит ветерок, теплый, влажный и ласковый. *** Иду сквозь туман. Из пелены клочковатой Выныривают машины. Словно накрыло город Ватное одеяло. Стелется над рекою, Занавесом скрывает Острова и Левобережье. Будто в нежную вату Дома как хрупкие вещи Уложены аккуратно. Спи-отдыхай, Архангельск. Утро вечера мудреней. *** Периферия города. Новостройки восьмидесятых Окнами смотрят в бескрайность болот, Которые помнят Архангельск в младенчестве. Пережили ушкуйников и чуть заволочскую, Переживут нас и наши жилища. Что еще? Вездесущие заросли ив; «Кухонные кучи» - мезолит навсегда (Меняется лишь содержимое куч); Похожие на ржавые консервные банки гаражи, Разбросанные как попало; Песчаные карьеры – кусочки Сахары. Резкий ветер подхватывает песок, Мечет его в лицо. Песчинки режут глаза – Даже очки не спасают. …Далее, по направлению к центру города, Однообразие «спальных» кварталов Сменяют хаос, смешение стилей: Чудом сохранившиеся купеческие особняки Чередуются с халупами в стиле «баракко», Которые соседствуют с многоэтажными Сооружениями недавней эпохи, Похожими друг на друга как две капли. А промеж ними вырастают словно грибы «Аквариумы» торговых центров; Офисы; банки как замки (Есть решетки на окнах – Не хватает стены крепостной И глубокого рва по периметру); Терема «новых русских», Желающих блеснуть индивидуальностью И неповторимостью. Тем самым Завершается исторический бег От капитализма к капитализму – От купецких хоромов эпохи «модерн» К строениям «постмодерна», где обитают Современные хозяева жизни. …Из полузатопленного котлована Торчат ряды свай, Вызывающие невольные ассоциации С менгирами древних кельтов. Русский Карнак, в просторечии – долгострой. Здесь, среди мегалитов, вколоченных в землю, Удобно молиться при свете луны. Восстань из гробов древние друиды, Они неизбежно устремились бы сюда, Но родичи Мерлина спят в вечном безмолвии. …И опять переносимся мыслию на окраины. Над кладбищем – замысловатые пируэты воронов, Повторяющих фигуру высшего пилотажа. Братва торжественно упокоилась В тесном соседстве с почетными гражданами И прочими знаменитостями. Город, вот твой портрет, Нарисованный несколькими мазками, За вычетом Гостиного Двора, Двадцатичетырехэтажного указующего перста И прочих всем очевидных достопримечательностей. Над городом – минарет пионерского дворца, Купол «Артелекома» - храм неизвестного бога, Схожий с Бастилией пивзавод, Бахусов бастион краснокирпичный – АЛВИЗ И острие телебашни, Нацеленное в небеса. Она так похожа на звездолет Из фантастической книжки, Готовый вот-вот стартовать В направленьи ближайшей звезды. Набережная. Пляж зарастает травой. Кто посмел тополя обкорнать?! Жалко смотреть на изувеченные деревья. Тополя без крон – Словно низложенные короли без корон. Зато с балконов теперь Видны просторы Двины, Не сокрытые занавесом листвы. Мертвый юнга, привязанный к якорю – Сюжет, что достоин Лавкрафтова пера. Так, наверное, приносили Жертву подводному богу Дагону. Выжившие юнгаши Недоверчиво смотрят на истукана, Призванного увековечить Память об их погибших друзьях. Скульптор явно перестарался. Решил соригинальничать – И почем зря ветеранов обидел. Недоопохмелившийся бомж На набережную идет. Не по грибы – по бутылки. Ищет они их как заправский грибник В травах тополиной аллеи. Выручки хватит, авось, На поправку здоровья. Город живет привычной, размеренной жизнью. Но проступает древность сквозь бренность Нашего бытия - Так в котловане вырытом Вдруг обнаружит строитель Бревна средневекового сруба.